Назло Чубайсу (Журнал "Клуб 4х4" №8 2008г.)

Назло Чубайсу (Журнал "Клуб 4х4" №8 2008г.)

Автомобильные преобразователи превращают 12 В постоянного тока в logo220 переменного, от которого питается большинство электроприборов. С таким напряжением можно и освещение в лагере оборудовать, и насос подключить, и аккумуляторы для разных гаджетов подзаряжать... Короче, жизнь в лесу станет лучше и веселее.

ДОБАВИМ МОЩНОСТИ
Первое, что следует принимать в расчет при выборе преобразователя, - емкость аккумулятора и мощность генератора, установленных на автомобиле. Ведь преобразователи, в соответствии со своим названием, не вырабатывают ток, а лишь его преобразуют. И если мощности источника недостаточно для восполнения затрат, то можно в ноль разрядить автомобильную батарейку.

Правда, качественные преобразователи отключаются при падении напряжения на питающем аккумуляторе до 7.5-8 В, так что, если вы не уверены в силах генератора, лучше приобретать именно такой прибор. Однако есть вероятность, что он не сможет полностью отрабатывать свои возможности, но это лучше, чем остаться с севшим аккумулятором посреди леса.

Как показали наши испытания, тандем из 90-амперного генератора и аккумулятора на 60 Ач перестает справляться с выходной нагрузкой, когда она превышает 500 Вт. Напряжение падает, и тем активнее, чем больше мощности требуется на выходе. Для более емких аккумуляторов и мощных генераторов можно рассчитывать на нормальную работу при нагрузке до 1000 и даже 1500Вт.

НАРУЖНЫЙ ОСМОТР
Размер прибора тоже имеет значение: чем больше габариты, тем выше шансы на стабильную работу. В больший корпус поместятся и вентиляторы охлаждения в достаточном количестве, и трансформатор нужного размера, и диоды сигнализации. Можно даже поставить целое табло для отображения режимов работы и задания особых параметров. Поскольку токи, идущие от аккумулятора, достигают высоких значений, приобретать

Что подключать будем? Корректная работа преобразователей возможна только при правильном определении нагрузки. Все потребители переменного тока делятся на три группы. Лампы накаливания, утюги, телевизоры и т. п. потребляют все время постоянную мощность, и общую нагрузку на сеть можно рассчитать, просто сложив их номинальные мощности. Электроинструмент, в котором есть щеточные двигатели коллекторного типа, потребляет номинальную мощность только во время работы. На холостом ходу они «кушают» еще меньше, так что максимум в данном случае тоже не превысит номинала. А вот насосы, холодильники и кондиционеры не так просты. Их номинальная мощность достигается при долговременной работе, а во время запуска несколько секунд мощность может превышать номинальную в пять-десять (это не преувеличение!) раз. Так что собрались в лес или на дачу с холодильником - смотрите, чтобы максимальная выходная мощность преобразователя соответствовала десятикратной номинальной мощности подключаемого прибора.

Еще одну опасность таят в себе люминесцентные лампы и подобные им приборы, накапливающие энергию. Помните, что, во-первых, их лучше подключать с нагрузками общего типа и, во-вторых, также иметь запас по мощности в несколько раз.
надо только преобразователи, подключаемые напрямую к автомобильной батарее. Через прикуриватель можно получить не больше 180 Вт, а для большей мощности надо крепить провода с помощью привинчивающихся клемм или на крайний случай мощных «крокодилов». И лучше всего, если питающие провода жестко закреплены на плате внутри преобразователя - ведь пайка всегда надежнее разборного соединения. Кроме того, чем короче кабель, тем меньше потери напряжения. Особенно важно это для не очень толстых проводов.

mag cover

ВСЕСТОРОННЯЯ ЗАЩИТА
Также необходимо обратить внимание на количество защит. В обязательном порядке присутствует защита от короткого замыкания. Обычно это предохранитель, перегорающий при прохождении больших токов. Но не у всех моделей его легко поменять. Так что предохранители должны располагаться снаружи, а не внутри корпуса. И перед поездкой возьмите несколько запасных на случай отказа прибора в самый неожиданный момент. Еще лучше приобрести модель с автоматической защитой. Такие приборы реанимируются простым выключением-включением, что, согласитесь, удобнее возни с предохранителями.

Еще одна ступень защиты, имеющаяся, увы, не у всех, - отключение при перегреве. При прохождении больших токов прибор может сильно нагреться, произойдет пробой в системе - и замыкания не избежать. С тепловой защитой этого можно не бояться. А для снижения частоты отключений при перегреве прибор надо устанавливать так, чтобы вокруг него было свободное место для отвода тепла. Особенное внимание надо обращать на расположение охлаждающих вентиляторов: их закрывать нельзя ни в коем случае. Наиболее распространенная ошибка при подключении преобразователей к аккумулятору - переполюсовка, то есть подключение «плюса» прибора к «минусу» батареи и наоборот. Если нет защиты, то прибор может как минимум потребовать замены предохранителя, а то и выйти из строя. Поэтому обращайте внимание на наличие защиты

МАП-LCD «Энергия» 0.9 кВт (12900 руб.)sap
Это самая маломощная модель из линейки преобразователей московской компании, куда входит восемь приборов. Верхняя модель обеспечивает номинальную мощность 0.6 кВт. Кстати, обозначвние у МАП «Энергии» идет по максимальной мощности, номинальная же на треть меньше. Прибор способен пре-образовывать 12 В в 220, заряжать аккумуляторы всех типов, запускать двигатель при разряженной батарее и выступать в качествв источника бесперебойного питания дома от любого источника питания. Управление полуавтоматическое, с возможностью задания параметров в любом режиме. Дисплей отображает характеристики текущих процессов и является диалоговым okhоm при программировании. Есть возможность удаленного управления через компьютер или модем.

Есть три светодиодных индикатора, внешний предохранитель от короткого замыкания, встроенные провода для подключения к аккумулятору, две розетки на 220 В. При работе показал средние значения потребляемой мощности с относительно малым провалом при нагрузке 600 Вт. Выходная мощность наиболее близка к показаниям стационарной сети. Работает при превышении нагрузки вплоть до 1200 Вт, так что запас «прочности» велик. Недостатки: большой вес (обусловленный запасом надежности), неприспособленность к установке в автомобиле (придется делать спе-циальный крепеж) и высокая стоимость (компенсируемая удобством работы и количеством функций). В целом стоит своих денег и готов их отрабатывать.

page scan

ПРИЯТНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ
Возможности преобразователя не всегда исчерпываются только превращением 12 В в 220. Некоторые модели можно использовать в качестве зарядного или пускового устройства для автомобиля и даже обеспечить с их помощью резервное питание от аккумулятора дома. Кстати, в качестве зарядного устройства они справляются с восстановлением не только кислотных батарей, но и гелевых, к которым обычные зарядки не подходят.
Есть преобразователи с дисплеем, на котором отображаются различные параметры, что позволяет контролировать процесс.

page scan

ПРОВЕРКА СПОСОБНОСТЕЙ
Для того чтобы понять, насколько сильно различаются преобразователи от разных производителей, мы проверили несколько моделей одинаковой номинальной мощности. Номинальная мощность испытуемых была 600 Вт, что приемлемо для большинства стандартных автомобилей. К преобразователям мы подключали лампы накаливания мощностью 100 Вт в количестве от одной до шести штук и замеряли напряжение и силутока на аккумуляторе и на выходе с преобразователей. По этим показаниям рассчитывались потребляемая и выходная мощности. Выходная мощность сравнивалась с эталоном - стационарной сетью под такими же нагрузками. И чем меньше были расхождения в показаниях, тем корректнее работал преобразователь на выход. Входящая мощность должна быть как можно ниже, чтобы снизить нагрузку на аккумулятор. При этом важны падение напряжения на батарее и сила тока, проходящего на участке от источника питания до преобразователя.

А ЧТО НА ГРАФИКАХ?
Результаты испытаний можно увидеть в таблицах и на диаграммах, а выводы оказались следующими. У всех моделей идет резкое падение потребляемой мощности, когда нагрузка превышает 500 Вт. Происходит это за счет уменьшения силы тока, что скорее всего связано с отказом бортовой сети поддерживать такое усилие. Напряжение на аккумуляторе тоже начинает быстро падать, что через короткое время приводит к разряду батареи. И генератор не в силах изменить ситуацию. Так что нагрузка в 500 Вт действительно является предельной. Радикально спасти ситуацию может только установка более мощного генератора, а продлить время работы - более емкая батарея. Но при этом выходная мощность всеми приборами поддерживается на более-менее достойном уровне, что не может не радовать.

ЧЕСТВУЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Самое малое потребление у модели Mobilen SP 600, а по близости к эталону на выходной мощности лидирует «Энергия» МАП-LCD 0.9 кВт. При этом российское изделие позволяет контролировать процесс за счет информационного дисплея, на котором отражаются все необходимые данные. Так что именно эти две модели признаны победителями. Что же касается их покупки, то «Энергия» МАП-LCD 0.9 кВт - устройство многофункциональное, но при этом оно довольно дорого, так что его имеет смысл приобретать, если вы планируете часто пользоваться преобразователем, пускозарядным устройством, источником бесперебойного питания и держать процесс под контролем. В противном случае вам вполне подойдет Mobilen SP 600, тем более что у него тоже есть вариант с функцией зарядки аккумулятора.

автор Алексей Чуприков