Национальный внедорожный журнал "Полный привод" июнь 2016г. Мобильный источник энергии «МИКРОАРТ»

УЧЕНЫЕ ПОДСЧИТАЛИ, ЧТО ЕСЛИ УКРЫТЬ ВСЕГО ОДИН ПРОЦЕНТ ПЛОЩАДИ ПУСТЫНИ САХАРА СОЛНЕЧНЫМИ БАТАРЕЯМИ, ТО ПРОИЗВЕДЕННОЙ ИМИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ХВАТИТ НА ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. ЭТО ТЕОРЕТИЧЕСКИ. МЫ ЖЕ РЕШИЛИ ПРОВЕСТИ ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ С СОЛНЕЧНОЙ ЭНЕРГИЕЙ В МАСШТАБАХ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОГО ВНЕДОРОЖНИКА.

Первые солнечные батареи – полупроводниковые устройства, преобразующие солнечную энергию в электрическую – были созданы специалистами компании Bell Telephone в 1955 году. Буквально через год их опытные образцы нашли применение на сельских телефонных линиях. А в марте 1958 года они уже полетели на американском спутнике Vanguard 1, и в мае того же года – на советском «Спутнике 3». С тех пор прошло много времени, за которое солнечные батареи не только прочно закрепились в космосе, но и настолько вписались в нашу обыденную жизнь, что мы даже перестали обращать на них внимание. Оглянитесь, они же сегодня везде! На автономных мачтах освещения, светофорах и банкоматах, в часах и игрушках, на крышах «умных» домов, в кэмперах и на рюкзаках-power bank заядлых гаджетоманов. Они работают в копеечных китайских фонариках для освещения дачных дорожек, на автоматических маяках и на полярных станциях. Простенькие самодельные самобеглые коляски на велосипедных колесах давно сменились полноценными «солнце-мобилями», судами и самолетами с брендами известных марок. Уже существуют прототипы домашних штор и даже оконного стекла, выдающие электричество. Экологичность, доступность и высокая эффективность – вот основные причины такого бума. КПД бытовых панелей из монокристаллического кремния находится в диапазоне от 8 до 20 процентов, а используя нанотехнологии, есть все шансы поднять его до 85 процентов. Очень заманчиво!

Чтобы оставаться в тренде современных разработок, мы тоже решили прикоснуться к высоким технологиям и провести собственные «исследования» в этой области. Объектом тестирования стал мобильный источник энергии (МИЭ) Travel от российской компании «МикроАРТ», или «Волшебный чемоданчик туриста», как его еще называют. Как декларирует производитель, это полностью законченное устройство «все-в-одном», предназначенное «для использования в качестве источника электроэнергии в походе, на природе, вдали от цивилизации и вообще, где угодно, в частности, на неосвоенных земельных участках или дачах без электричества». В его комплект входит сам «чемоданчик туриста» и две картонных коробки: одна с четырьмя бытовыми светильниками со светодиодными лампами, вторая – с солнечными панелями.

Не углубляясь в лабораторные изыскания, мы постарались ознакомиться с возможностями этого изделия, проведя его качественную оценку с точки зрения обычного потребителя – владельца полноприводного автомобиля, который может ничего не знать об электричестве, но ему не чужды выезды на природу. Для этого мы отправились в подмосковный лес, где воспроизвели несколько наиболее типичных ситуаций из практики путешественников.

Любое путешествие начинается у подъезда с погрузки снаряжения: палатки, спальники, коврики, стол, стулья, баулы с вещами и много всего другого нужного. «Электрический чемодан» оказался довольно увесистым – около 15 килограмм, но вполне компактным и с удобной ухватистой ручкой. Установили его за передними сиденьями рядом с автомобильным холодильником, который сразу же подключили к гнезду «прикуривателя» на устройстве (мы получили его заранее заряженным, но при необходимости его можно зарядить и от сети 220 вольт или генератора автомобиля). Аксессуары приткнули поверх походного скарба в багажнике, а вот с панелями возникла заминка. Их размеры в сложенном состоянии 1050х540х40 мм, да плюс коробка. Даже если бы был верхний багажник, пришлось бы подумать, как их на нем аккуратно закрепить. Они не хрустальные, конечно, но все-таки требуют к себе повышенного внимания. Никакого транспортировочного защитного футляра не предусмотрено. Не уронить, не согнуть, не сесть невзначай сверху! Да и вообще, мягко говоря, не слишком удобно таскать с собой столь объемные, хотя и легкие панели. Пришлось расчистить от вещей заднее сиденье. А если ехать «на дальняк» или в салоне будет еще хотя бы один пассажир? Есть о чем задуматься…

Заскочили в магазин и, заполнив холодильник продуктами (пиво на вечер, колбаски на мангал, овощи в салат, йогурты на утро – эксперимент должен быть максимально реальным), вышли на трассу.

ДА БУДЕТ СВЕТ!

Через 3,5 часа добрались до места. Первым делом развернули панели и, пока солнце не опустилось за горизонт, обеспечили зарядку немного подсаженных холодильником аккумуляторов блока. Делать это можно и даже нужно, не отключая потребителей, а используемый в устройстве контроллер обеспечивает зарядку батарей даже когда солнце скрыто в облаках. Правда, эффективность процесса в таких условиях ощутимо падает, но лучше хоть что-то, чем ничего. На московской широте идеальный угол расположения солнечных модулей относительно земли – 40–50 градусов, направление – на Юг.

Внутренности «волшебного чемоданчика». Высоковольтная часть схемы находится в корпусе инвертора.

Установили палатку (в этот раз специально взяли большую трехкомнатную, чтобы почувствовать себя настоящими отпускниками) и провели в нее освещение. Светильники с 7-ваттными лампами на 12 вольт снабжены проводами разной длины (3, 5, 10 и 15 метров), клавишами-выключателями и прищепками, позволяющими закрепить их практически на чем угодно – очень удобно. Но обратили внимание и на то, что контакты их разъемов на чемодане то ли еще не приработались, то ли, наоборот, разболтались, и подключение проходило не с первого раза. На освещении не экономили, и холодильник «молотил» всю ночь.

РОЗЕТКА, КОТОРАЯ ВСЕГДА С ТОБОЙ

Прежде чем выставить поутру солнечные батареи «загорать», внимательнее осмотрели устройство чемодана. Его внешняя оболочка – это кофр повышенной прочности, на внешние боковые поверхности которого выведены розетка 220 вольт, низковольтные разъемы (USB, освещение и «прикуриватель» для автомобильных аксессуаров), индикатор и выключатели. А внутри на прочном шасси смонтированы аккумуляторы, контроллер заряда-разряда, 500-ватный инвертор, автомат защиты от перегрузки, элементы коммутации. Выглядит все надежно, ничего не болтается. Все элементы, до которых можно дотронуться при открытой крышке, безопасны с точки зрения поражения электрическим током. Тем не менее, для пущей надежности имело бы смысл, наверное, оборудовать защелки дополнительными фиксаторами для защиты от рук какого-нибудь юного Фарадея, отправившегося в поездку вместе с родителями. К тому же, никакой необходимости заглядывать под крышку у обычного пользователя нет. Она может возникнуть лишь в случае ремонта или просушки после попадания чемодана в воду: он не герметичный и, планируя сложный маршрут с бродами, об этом стоит помнить.

Кроме вентилятора для охлаждения инвертора, никаких вращающихся элементов в блоке нет, поэтому он может работать в любом положении – горизонтальном или вертикальном. Как мы выяснили на практике, в последнем случае его любимая поза – чуть с наклоном. Это происходит из-за разного веса элементов, а тяжелая АКБ настойчиво стремится завалить чемодан набок. На всех фотографиях, где прибор стоит вертикально, под него снизу подложена «специальная» щепка. На технических характеристиках или функционале это никак не отражается, но все же стоило бы предусмотреть дополнительный упор, чтобы чемодан стоял ровно.

Как и все в этом мире, солнечные батареи со временем тоже «стареют». После 25 лет работы потеря их эффективности составляет порядка 20 процентов – отличный показатель!

ОФИС ПОД БЕРЕЗОЙ

Что отличает современное поколение от публики двадцатилетней давности? Конечно же, обилие гаджетов! Навигаторы, телефонысмартфоны, ноутбуки, планшеты, роутеры, фото и видеокамеры, смарт-часы. У каждого из нас их по несколько штук, и все они требуют регулярной зарядки от сети. Некоторые реже, другие чаще. Но чем дальше ты удаляешься от дома, тем острее ощущается необходимость в электричестве – это факт! Разворачиваем сетевой удлинитель-пилот (в комплект не входит) и втыкаем в него сразу несколько зарядных устройств. Организуем мобильный филиал редакции «ПП 4х4» на поляне. Поработаем немного на природе, раз представилась такая удачная возможность. Птички поют, речка журчит – красота!..

Правда, через пару часов поднявшийся ветерок заставил оторваться от компьютеров и проверить солнечные панели. Их геометрическая площадь довольно обширна (к слову, каждая из двух батарей выдает мощность по 120 Вт, что немало), а значит, и парусность присутствует – не улетели бы! Никакой фиксации не предусмотрено, а зря. Петли из стропы или лапки с отверстиями на каркасе и ножках, чтобы пришпилить их к земле или привязать оттяжками к камням лишними бы не оказались. На Кольском полуострове, Алтае или на Памире такая страховка понадобится обязательно.

А МУЗЫКА ЗВУЧИТ…

После насыщенного работой дня – самое время попить чаю с пряниками. Мы не стали брать с собой в поездку электрических чайников, понимая, что 500-ватный инвертор блока не потянет даже самый слабый из них. Извлекаем из загашников лучшего друга любого командировочного – старый советский кипятильник на 500 Вт. Потянет? Прошло всего несколько минут, и вода в кружке потеплела, даже появились первые пузырьки. Но этим все и закончилось… Сработал автомат защиты от перегрузки, поставивший точку в этом этапе испытаний. Пришлось зажигать газовую горелку.

Питание от солнечных панелейСолнечные панели позволяют быть независимым от бортовой сети автомобиля

Чай с перекусом плавно перешел в ужин, а тут и стемнело. Опять осветили всю поляну фонариками. Был бы это корпоративный выезд, уже вовсю гремела бы музыка. К счастью, это не в наших традициях. Но проверить «чемодан-пикник» все-таки надо! Придется отступить ненадолго от правил. Устанавливаем на штативе взятый из дома портативный видеопроектор и начинаем сеанс «синематографа», направив объектив на светлую и большую палатку. Эффект в ночи потрясающий! Впрочем, протестировав возможности, звук мы очень скоро убавили, а вечер закончили у костра под долгие разговоры о творческих планах журнала и будущем энергетики, конечно...

 

Интересная особенность: если частично затенить поверхность солнечной батареи, то ее эффективность резко снижается. И совсем не пропорционально оставшейся освещенной части.При частичном затенении даже части солнечной батареи, ее общая выработка падает в разы. Связано это с физикой работы кремниевых пластин, применяемых в солнечных панелях. Эту тонкость следует учитывать, устанавливая модули на зарядку, чтобы через несколько часов между ними и солнцем не оказалось большого дерева, например. Или нужно периодически корректировать их положение. Нам же утром опять повезло – на небе ни облачка.

Пора собираться домой, но остался самый долгожданный эксперимент. Его сюжет довольно жизненный: приехали на природу повеселиться, целый день и всю ночь гоняли штатный аккумулятор автомобиля музыкой, холодильником и всевозможными зарядками, надо уезжать, а мотор не запускается. Случается такое? Конечно! Впрочем, есть и другой сценарий развития событий, более знакомый любителям офф-роуда. Главными действующими «лицами» в нем выступают ночь, люстра на крыше и лебедка (в «массовке» обычно участвуют лопата и хайд-джек). Финал, понятно, такой же – из АКБ «вытекло все электричество». Сможет ли чем-то тут помочь «волшебный чемоданчик»?

Поскольку аккумулятор у нас на автомобиле «набит» полностью, мы рискуем смоделировать самую жесткую ситуацию: будто его нет вовсе. Такой рекламный ролик с успешным пуском мы нашли в интернете. Если бы у нас на борту была какая-то дополнительная умная электроника, мы бы, возможно, и не стали его повторять, чтобы не вывести ее из строя. Но «УАЗ Патриот» был готов к таким издевательствам. Сбросили провода с АКБ и подключили к ним «крокодилы» от МИЭ Travel. Момент истины. Поворот ключа… Чемодан издает урчащий звук и отключается. Повторяем попытку. Чуда не происходит, хоть в глубине души мы на него очень надеялись… Что ж, и у больших ученых случаются неудачи. На то они и испытания, а достигнутый отрицательный эффект – тоже результат.

Возвращаясь в город, подсчитывали выявленные плюсы и минусы устройства, пытаясь подвести итоги. И выводы, надо честно сказать, весьма неоднозначные. Замечено несколько огрехов исполнения, но проведи маленький «улучшайзинг» – и о них никто не вспомнит. Из более важных моментов стоит отметить отсутствие на индикаторе уровня заряда встроенного аккумулятора. Контроллер работает в автоматическом режиме, и когда АКБ чемодана полностью заряжена, он прерывает процесс. Об этом можно судить по значку «–» перед значением тока на миниатюрном дисплее: если он есть, значит идет отдача энергии, если же появляется «+», происходит зарядка, накопление энергии. Однако понять, насколько заряжен чемодан, невозможно. Остро необходим какойто индикатор, например, как на любом мобильном телефоне.

Светильники снабжены проводами разной длины - хватит, чтобы осветить и палатку, и лагерь

Интересный факт: чем ниже окружающая температура, тем выше отдача солнечных батарей. В зимний солнечный день при минус 20 градусах они вырабатывают электроэнергии на 20 процентов больше, чем летом при плюс 20 градусах.

Важная «мелочь», на наш взгляд, это инструкция по эксплуатации. Вернее, ее отсутствие, даже в бумажном виде. А для экстремального использования на природе желательна «защита от дурака» в виде пластиковой таблички снаружи блока: делай раз, делай два, делай три… Как на военной технике. С одной стороны, вроде бы все элементарно, но у нас было ощущение, что чемодан «живет» какой-то своей жизнью, вникнуть в которую в отсутствие инструкции мы не можем.

Неудачи экспериментов «вскипяти чай» и «запусти двигатель» требуют отдельного анализа. Первый однозначно (и предсказуемо!) провалился из-за единственного инородного блока, используемого в конструкции – инвертора на 500 Вт. Решение использовать инвертор стороннего производителя выглядит как минимум странно, поскольку компания «МикроАРТ» – один из лидеров в производстве собственных инверторов, в том числе выдающих настоящую синусоиду, требуемую для питания «ответственной» электроники. Но это сделано для удешевления прибора.

МИЭ Travel комплектацияПопытка запуска двигателя без штатного аккумулятора была изначально обречена на провал – это устройство для подобных опытов попросту не предназначено!

С запуском двигателя тоже более или менее понятно. Если бы на машине был подсаженный аккумулятор, то все, скорее всего, получилось бы. Чтобы «прикурить» хватает даже небольшой мотоциклетной АКБ. А для запуска напрямую МИЭ Travel попросту не предназначен – это не бустер-пускач. В то же время в чемодане стоят гелевые 12-вольтовые аккумуляторы,аналогичные кислотному аккумулятору в автомобиле. Если подключить к нему МИЭ с подключенными солнечными батареями на несколько часов, то аккумулятор авто зарядится. Без панелей АКБ автомобиля примет заряд в размере примерно 18-20 Ач, и этого уже будет достаточно для запуска двигателя. Что же касается запуска мотора напрямую, то по словам представителей компании, демонстрация в интернете была реальной, но выполнялась она на малолитражке. Солидный уазовский мотор объемом в 2,7 л чемодану не «по зубам», и не надо было понапрасну мучить технику.

В остальном же «чемоданчик для отпуска» вкупе с протестированными нами панелями оказался полностью работоспособен: освещал лагерь, охлаждал напитки, веселил нас и заряжал гаджеты. Тут никаких претензий. Отличная замена бензогенератору. Бесшумная, экологически чистая и, главное, не требующая топлива – мы получаем энергию даром, благодаря солнечному свету! Да и по деньгам вполне с ним соизмеримая, если, конечно, рассматривать качественные и мощные модели переносных генераторов. Испытанный нами комплекс (блок и панели) на начало лета 2016 года стоит порядка 60 000 руб.

Стоит заметить, что чемодан Travel может работать с самыми разными солнечными модулями, выпускаемыми «МикроАРТ». Можно, например, приобрести батарею меньшего размера и закрепить ее на время путешествия на крыше автомобиля. Днем во время движения она будет заряжать чемодан, одновременно питая, скажем, холодильник, а вечером давать свет и обеспечивать работу «офиса» и, если надо, то и «дискотеки». По такой схеме многие умельцы давно собирают собственные «солнечные дома» на колесах, но с МИЭ Travel заполучить такую конструкцию будет, безусловно, проще.